Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вход господень в иерусалим

Энциклопедический словарь

Вхо́д Госпо́день в Иерусали́м - один из двунадесятых праздников. В основе - евангельское сказание о прибытии Иисуса Христа, перед своей мученической кончиной, в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви. В церковном ритуале, сложившемся в России, вместо пальмовых ветвей используются ветки вербы, в связи с чем в народе Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресеньем.

* * *

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М, христианский праздник, посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как Царя. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). Празднуется в последнее воскресение перед Пасхой (см. ПАСХА христианская), в т. н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье).

Содержание праздника

Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (см. ЕВАНГЕЛИЯ) (Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (псалом 117:26 ) Осанна в вышних!» Вспоминая это событие, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1-12; Софония 3:14-19; Захария 9:9-14).

История праздника

Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство о нем принадлежит святому Мефодию Патарскому (см. МЕФОДИЙ Патарский), оставившему поучение на этот день. В 4 в. праздник, по словам святого Епифания Кипрского (см. ЕПИФАНИЙ Кипрский), совершался очень торжественно. Подробное описание празднования его в Иерусалиме в 4 в. оставила западная паломница Сильвия Аквитанка. После окончания Утрени (см. УТРЕНЯ) и Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), в начале седьмого часа (1 час дня) весь народ с епископом собирался в церкви на горе Елеон, где пелись гимны и антифоны (см. АНТИФОН) и читался 9 Час. Затем все шли с песнями на Имвомон, место вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе, где все садились для чтений. Когда наступал одиннадцатый час, читался отрывок из Евангелия, описывающий, как дети с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне!». Затем епископ и народ вставали и шли с песнопениями и антифонами к храму Воскресения с пением «Благословен грядый во имя Господне!» (лития (см. ЛИТИЯ)). В шествии принимали участие все дети, даже те, которые не умели ходить, все держали в руках пальмовые и масличные ветви. Уже вечером приходили в храм Воскресения и служили там Вечерню, после чего народ отпускался. Таким образом древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и современный обычай употребления и благословения ваий (заменяемых по необходимости вербами) получил начало в Иерусалиме.

Многие из Отцов Церкви 4 в. оставили поучения на этот праздник. Церковные песнопения были составлены в 7-9 веках Андреем Критским (см. АНДРЕЙ Критский), Космой Маюмским, Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Иосифом Студитом и Феодором Студитом (см. ФЕОДОР СТУДИТ), Феофаном, императором Львом VI (см. ЛЕВ VI Мудрый) Мудрым и др.

Особенности богослужения

Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника - Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье; на Западе одно из названий - Пальмовое воскресенье.

Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет ни предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО), ни попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО), т. к. окружен днями Четыредесятницы (см. ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА) и Страстной седмицы (см. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА).

Гуманитарный словарь

ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М - двунадесятый праздник, принадлежащий к торжествам подвижного годового цикла. Совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе, и имеет несколько названий: Неделя Ваий ("Неделя пальмовых ветвей"), Неделя цветоносная, Вербное воскресенье. Он посвящен воспоминанию одного из ключевых событий евангельской истории: вернувшись в Иерусалим за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос остановился на склоне Елеонской горы, в доме Лазаря, совершив на следующий день церемониальный вход в столицу Израиля. По описаниям евангелистов, Христос, сидя на молодом осле, в окружении апостолов, паломников и местных жителей, торжественно направился к столице, словно желая занять принадлежащий ему престол. Как законный представитель династии иудейских царей, Он удостаивается почестей. "Многие стелили свою одежду на дороге, а другие - ветви, срезанные с деревьев в поле. И шедшие впереди, и шедшие сзади кричали: "Осанна!" ("спасай нас!"). Да будет благословен Идущий во имя Господа! Да будет благословенно грядущее царство нашего отца Давида! Осанна в небесах! (Мк. 11, 8-11).

Подражая современникам Иисуса Христа, верующие издавна встречали это день с зелеными ветвями в руках. Христиане востока - с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей севера вайи поневоле заменяются вербами - первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные "вербные" обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ею домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками, и др. В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В Московской Руси в день праздника совершался театрализ. обряд "шествия на осляти". Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652-1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в к-ром патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, "царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами и весело приветствующих пением "осанна!"". Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисл. московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. В 1683 "осля" под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным.

Богослужебные тексты праздника В. Г. И. содержатся в Триоди Постной и отд. изданиях.

Лит.: Забелин И. Домашний быт русских царей в 16 и 17 столет. 3-е изд. М., 1895; Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии (Падуя, 1680) // Чтения в об-ве истории и древностей Российских. М., 1906. Кн. 3; Богдашевский Д. И. Вход Господень в Иерусалим по сказанию евангелистов. СПб., 1911; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1. М., 1993. С. 584-587.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Христианские паломники у стен Иерусалима в Вербное Воскресенье.

Христианские паломники у стен Иерусалима в Вербное Воскресенье.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, один из двунадесятых праздников. Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос перед своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, народ приветствовал его пальмовыми ветвями. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играла верба. Отмечается в последнее воскресение (Вербное) перед Пасхой.

Вербное Воскресенье. Паломники в церкви Гроба Господня.

Вербное Воскресенье. Паломники в церкви Гроба Господня.

Орфографический словарь

Вхо́д Госпо́день в Иерусали́м

Синонимы к слову вход господень в иерусалим

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы